Из беседы с Н.А. Малковым 1 декабря 2022 г.
На улице Карла Маркса, в районе между Пушкарской и Колхозной, была барахолка. Это рынок, где торговали всем, чем угодно, кроме продуктов питания. Он исчез в 65 году, когда началась застройка кирпичными зданиями от переезда до Пушкарской и до Колхозной. Дома были построены на этой территории.
Эти многоэтажные дома быстро были возведены?
Да, быстро. Их хрущевками…называли. Использовали башенные краны, но очень мало. Они же кирпичные в основном. И в те времена кирпич поднимали не подъемными устройствами, а на тележках… были трапы построены для них снаружи от стен. Это было физически очень тяжело. Экскаваторы использовали, но всё равно ручной труд был в обязательном порядке… Экскаваторы работали не очень [производительно], и очень мало их было.
В первую очередь застраивалась Мичуринская справа – в сторону Карла Маркса, или слева?
Одновременно, и слева, и справа. Здесь было очень большое строительство. Оно велось практически до старого Телецентра. Здесь была даже проведена троллейбусная линия…
Когда дорога была заасфальтирована до этого участка?
Троллейбус, когда пустили, он уже был асфальтирован. Это 62-63 год.
А кого заселяли в эти многоэтажки? Что здесь был за контингент?
В первую очередь заселяли работников строительных организаций, которые практически все жили в общежитиях в те времена, очень скученно, потому что до 60-го года строительство у нас очень слабо двигалось. Как я помню, были построены только… двухэтажные дома на Защитной улице и на Карла Маркса: до [железнодорожного] переезда от Пролетарской. После заселялось очень много военных, которым нужно было выдать квартиры в обязательном порядке – они отслужили свой срок. Полковники получали однокомнатные – двухкомнатные квартиры. С Севера люди тоже долго ждали, им тут государство обещало выдать квартиры. В те времена все по распределению было!
С заводов рабочие в этих домах места получали?
С Пигмента получали. Полимермаш только строился. Для заводов, строили специально. От Комсомольской площади и туда [в сторону ул. Чичканова и Бориса Васильева] в глубину. Это в 70-е годы, в первой половине.
24-я школа, помните, как строилась?
Да, помню, я закончил три класса в 22-й школе. В 22-й школе у нас были классы… переполненные: по 45 человек. Были второгодники: не один-два года сидели, а по три, по четыре года.
Вам 24-ая школа показалась комфортнее 22-ой?
Архитектура совсем другая стала. 22-я была просторная школа, при нашей скученности. А здесь более рациональной стала конструкция, типовой. Три года мы обучались в 24-й школе, а потом, по мере строительства, [перевелись] в 18-ю школу.
Какие воспоминания остались от строительства Телебашни?
Телебашню построили очень быстро в те времена. Строили бригады вручную, использовали только подъемные устройства, которые крепились на башне: внутри[неё были] все[строительные] леса; сборка… была внутри за счет подъемных устройств. Это был объект на загляденье всем мальчишкам. Поражал всех! Голубая мечта была забраться. Однажды нам удалось, Дед задремал, который охранял в те времена с карабином, с патронами, мы перелезли через заборчик небольшой и по лестнице начали подниматься на первую площадку. Это довольно-таки высоко… Мы туда поднялись, а потом на некоторых напала высотная дрожь. И когда дед проснулся, начал в нас стрелять. Некоторые не стали слезать… Благо в те времена люди были отзывчивы, и проходил один товарищ, который помог этим спуститься. Этот дедушка так был серьезно настроен, что даже выстрелил вверх.
В какой цвет она была выкрашена изначально? Она была красно-коричневая. В те времена не было сигнализации для самолетов. Потом через некоторое время сигнализацию уже сделали, а так она не светилась.
Бульвар Энтузиастов, когда стал называться Бульваром Энтузиастов?
В 68-м году. Спланировали, закопали ров и сделали… бетонку. Так и осталось без изменений. Весь асфальт… сейчас – на бетонке.
Когда дальше до [кинотеатра] «Юность» [начали] строить?
68-й год! [Транспортное] кольцо продлили и соединили Советскую [с Мичуринской] – закольцевали от Бульвара до конца. До Магистральной частные дома, да, участки розданы. Люди строились!
Многоэтажки по Мичуринской от Лысогорской до Бульвара – это вторая половина 60-х?
Конечно… возвели до 70-го [года]. Ну, может быть, в начале только [1970-х].
А детские садики вдоль Мичуринской когда строили?
Одновременно это строилось. Дома [вдоль Мичуринской] были сданы, и сразу одновременно эти садики заработали. Объекты включали в плановое хозяйство и быстро приводили в порядок, сдавали, запускали. Тротуары делали тоже очень плохо. Тротуаров не было, потом уже сделаны были.
Сперва асфальтировали Мичуринскую – [только] проезжую часть? Без тротуаров?
[Тротуары] потом, конечно. Была сначала проезжая часть – только немного асфальта. Но строительство велось одновременно. Вот дома, [общий внутренний] двор; его не заасфальтировать! Пока всё не построили, не начинали асфальтировать.
Качество асфальта запомнилось того времени?
Качество разное было. [Бывала] асфальтированная часть, по которой ходить было очень тяжело, потому что щебёнка острая: от Карла Маркса до Пролетарской в сторону 22-й школы.
Мичуринскую асфальтировали техникой или ручными катками?
Техники тогда не было. Всё вручную, катки были ручные. Все наши работники были – российские. В те времена все работали, всё вручную; все женщины работали у нас на стройке, как… подсобные работники. Мужик кирпич укладывает, а женщины у него подсобные, то есть, на носилках раствор подносят к мастеру. Экскаваторы были тросовые. Это только в конце 70-х появились [гидравлические]. У меня отец работал механиком. Строительная организация! И как раз заведовал этой техникой. Все бульдозеры и всё было тросовое хозяйство. По тем временам техника серьезная была. У нас народ был тогда совсем другой… Относились ко всему общественному с большим презрением, с варварским отношением. Все сиденья в автобусах – изрезаные. Стены, изрисованные – только стены побелили, покрасили. Подъезды были, тоже самое, в безобразном состоянии. …Времена были тяжелые. Люди жили очень тяжело, жили очень бедно. Я по своей улице видел, знал! А на улице у нас 30 с небольшим домов, все мы друг друга знали, все мы были ровесниками, потому что одновременно нашим родителям дали [участки под жилищное строительство]. Почти все родители были фронтовики. Из деревни было уехать невозможно, так как паспорт не давали. Приобретение продуктов было героическим делом: нужно было часами стоять за сахаром, пшено мукой. Родители на работе.
Магазин «Океан», о его открытии что скажете?
О, это было грандиозно. Один магазин на весь город. Тут было просто столпотворение. Тут практически одновременно кольцо начало работать троллейбусное. В те времена транспорт работал очень чётко, до часа ночи.
Торжественно открывали «Океан»?
Да, здесь много было торжеств по этому [случаю]. Я помню, что какие-то товары навезли рыбные. Здесь столько стало людей, которые за рыбой приезжали, приходили, стояли в очередях…
Между Рязанской и железнодорожным переездом, эти пятиэтажки, когда все строились?
Были общежития, сначала стояли двухэтажные [дома]. А потом уже начали строиться панельные брежневки. Сначала построили, а потом додумались, что [пространство] уплотнять можно.
А [когда возвели] хрущевки [по] Мичуринской справа и слева?
Это тоже в 70-е годы всё. Не раньше.
Их возвели позже, чем в районе 24-ой школы?
Да, позже. Потому что двухэтажных домов было много.
Участок от старого автовокзала на север, вплоть до переезда, тут что было?
Склады, маленькие организации. Потом все это дело Агропром захватил, и Агропром на свои средства все дома построил. Там всё эти домики [склады] были, ничего частного не было.
Запись и текстовый перевод фонограммы: В.Е. Бредихин, А.И. Фролов